Восхождение Владимира Лещенко
Всмотритесь в картины Владимира Лещенко. Они не мираж и не воображение - пред вами предстали образы поднебесья.

Случалось ли вам отправиться в путь до первых лучей солнца? Совершить восхождение на неприступную вершину, преодолеть отвесные скалы, ледники и увидеть в конце пути плывущие облака, бескрайний ландшафт гор и небо? Художник Владимир Лещенко смотрит на мир, находясь между вершинами земли и небом. Он художник, и он альпинист, а все остальное - лишь следствие этого.

Горы, заснеженные хребты и вершины, каньоны со змеящейся речкой, ущелья и плато, облака, плывущие над пропастью, мгла тумана, вуалью покрывающая долины и склоны, и синее небо совсем близко, только протяни руку...

Выбранная художником тема столь невероятна, что ему нет необходимости совершать открытия, достаточно осмыслить и изобразить абсолютно реальные явления. Вся живопись Лещенко родилась от созданных природой видимых форм.

В цикле "Горный скульптурный пейзаж" художник достигает предельного лаконизма и обобщенности, отчего холст воспринимается как абстрактная композиция и одновременно как реалистическое изображение увиденного в природе. И, возможно, убедительность и сила воздействия холста обуславливаются тем, что в нем закодировано пережитое художником потрясение, вызванное встречей с ошеломившей его Божественной красотой мира. Здесь ничто не нарушено присутствием человека - только природа в ее первозданности. Лишь иногда можно увидеть парящую в пространстве птицу - единственную свидетельницу поднебесной драмы.

Однако ошибочно полагать, что человек отсутствует в меняющихся пейзажных циклах. Художник изображает природу, а через нее - внутренний мир человека, достигая при этом собственной вершины - тема творчества становится поистине всеобъемлющей.

Владимир Лещенко родился в Ростове-на-Дону в 1939 году, в раннем детстве лишился отца - он погиб в Отечественной войне. Уже на последнем курсе художественного училища Лещенко сформировался как пейзажист. По окончании училища он долгие годы работал строителем, лесником, а в свободное время писал картины, путешествовал. Им пройден сложный путь, пока наконец он не смог полностью посвятить себя живописи.

Созданные картины хронологически объединены художником в тематические циклы, сложившиеся в цельные произведения: "Архитектурный цикл", "Небесный", "Морской", "Горный скульптурный пейзаж"... Восприятие их неоднозначно - оно рассчитано на мгновенное сильное воздействие и на возможность вживания в них, бесконечность созерцания и самоуглубление. Можно сказать, что в пейзажных циклах эстетика европейского искусства XX века естественно и органично соединилась с эстетикой и традициями Востока,особенно с культом созерцания природы. И, конечно, в живописи присутствует цельная личность самого автора, его система ценностей бытия. Следуя за художником, вы как бы проходите этапы очищения, достигая внутренней сосредоточенности и покоя.

Вольно или невольно творчество художника выражает свою эпоху. То, что в XX веке открылось взору из окна самолета и спутника, изменило наше мироощущение. Очарование нового, раздвинутого пространства отныне постоянно присутствует внутри нас как закономерность. И, возможно, именно в этом кроется тайна современного звучания холстов Лещенко, свежесть их восприятия.

Интенсивность воздействия живописи несут синие и иссиня-синие поверхности. Происходит раскрытие темы синего цвета в ее взаимосвязи с пластической формой, освобожденной от деталировки во имя концентрации впечатления и значимости образа.

На выставке, в единой экспозиции, живопись Лещенко воздействует наиболее сильно. Находясь среди картин, вы постепенно погружаетесь в созерцание вечной гармонии. Величест-внная панорама гор сменяется внезапным приближением к их фрагментам, слепящая белизна снежных вершин контрастирует с мраком ущелий, ваш взгляд следует за ритмом неожиданных диагональных композиций, сменой планов пейзажей. Многоголосием оттенков цвета, размытыми и резкими переходами света и тьмы звучит для вас синяя симфония, и вам не нужны посредники - каждый различит в ее полифонии обращенное именно к нему послание.

Живопись Владимира Лещенко многократно экспонировалась на персональных выставках в Москве. С 1978 года он, являясь членом МОКХГ, участвует во всех групповых выставках на Малой Грузинской.

В 1988 году его персональную выставку посетил немецкий бизнесмен и меценат Рональд Ланг и купил всю экспозицию. На эти средства художник наконец-то смог оборудовать мастерскую. В 1992 году его работы экспонировались на рожденственской выставке в выставочном центре Стокгольма. Одна из картин приобретена Стокгольмской Академией художеств. В 2000 году экспозиция из двенадцати картин была представлена в Музее Рериха.

В рамках выставки "Новый век", недавно открывшейся в Музее современного искусства, экспонируется работа Владимира Лещенко.

 
Роза Тевосян
Автограф, №4 (10), апрель, 2002
сайт братьев Лещенко: горы, живопись, наука
© 2005-2006 leschenko-bros.ru
Все фотографические, текстовые и иные материалы защищены авторским правом. Ни одна часть работ не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения автора.