В стране снежных гор
Этих хребтов и плато, долин и каньонов нет ни на одной даже самой подробной карте. Их просто нет в природе. И все же они есть. Безмятежно сияющие гладкими белыми боками, таинственно темнеющие бездонной синевой, то вдруг взмывающие вверх острыми гребнями и ниспадающие тончайшей снежной кисеей в изящном обрамлении - бальный наряд сказочной принцессы. Такими можно видеть горы на картинах московского живописца Владимира Лещенко, цикл так и называется - "Снежные горы".

Что влечет его к далеким вершинам? Страсть померяться с ними силами, проверить себя на внутреннюю крепость? Стремление уйти от суеты, прикоснуться к первозданной красоте и на миг почувствовать себя наедине с вечностью, как Сказано у Высоцкого? И да, и нет, потому что все это давно вписано в контекст жизни художника.

Горной темой он увлечен много лет. Еще в студенческие годы занимался горным туризмом, участвовал в восхождениях с альпинистами. Но скоро понял, что задачи у них разные, и стал ходить с братом Александром или один, а позднее и с сыном Павлом. Кавказ, Хибины, Иссык-Куль, Тянь-Шань, и вот теперь, четыре года подряд - Алтай. "В этом краю спокойно, народ миролюбивый, - объясняет свой выбор Владимир, - и, главное, есть все, что надо - скалы, ледники, озера". Забирается в горы на месяц, обычно в августе, когда погода более стабильная, тепло, в лесу полно ягод. Разбивает свой маленький лагерь прямо во льдах, ставит палатку типа "черепашка" - она появилась у него недавно - выдерживает сильнейший ветер, настоящая штормовая. И рисует, заполняя свой эскизный альбом необычными композициями, удивительными по пластике уголками ландшафта, запечатлевая игру светотени и полутонов. Фотографирует изредка и только то, что нужно будет детально восстановить в памяти. Но весь этот бесценный материал - только сырец, только возможность сотворить будущую картину и передать вечное спокойствие гор и их величие, и их беспредельность.

Владимир побывал уже на Озере духов, в Долине семи озер, как вдруг почувствовал - его ждет Белуха, гора-легенда, самая загадочная и самая высокая на Алтае - 4500 метров. Вокруг нее - огромный массив с ледниками. Северный слон, Акемская стена, дал название вытекающей из-под него бурным ручьем реке Акем и Акемскому озеру. От него начинается проход в Долину Яру - тропа поклонников и последователей Николая Рериха. Здесь территория особая, своего рода духовный центр, и Белуха, говорят, просто так к себе не подпустит. Да и добираться до нее не легко - приходится и карабкаться, и прыгать.

Но не для Лещенко нахоженные тропы. Пошел, как всегда, своим маршрутом. "Выйдешь на язык, а там по гребню - и к "Томским ночевкам", - обрисовали путь местные, рассказали, как миновать ледники и трещины. "Томские ночевки" - небольшая избушка, а рядом - мемориальный камень, на котором табличка с именами погибших альпинистов. Где-то в этом районе, по преданию, целая группа восходителей из Томска, попала под ледопад...

Владимир поднялся до отметки 3500 метров. Белуха встретила его во всей красе: повсюду море образов, мотивы один другого выразительней.

- Не полюбить ее невозможно, -говорит художник. Прав был мой тезка - оставляешь здесь сердце. И только подходит весна - в Москве уже не усидеть. Начинаешь обдумывать, готовиться к новой встрече. А она точно будет не такой как прежняя, хоть эти горы и стоят столько лет. Да ты-то уже другой.

Увидеть уникальное - нечто - и пропустить, что называется, через свое нутро, создать новый образ, созвучный и натуре, и моему пониманию, ощущению ее - вот моя задача. По сути все полотна этого цикла - как разные грани выражения одной темы, как одна картина. И главное в ней - идея безмолвия. Эта идея есть везде в природе, но не каждый ее поймет. Я же почувствовал, что она - кусочек Истины..."

Приблизиться к истине в постижении мира, смысла нашего взаимодействия с ним - это дорогого стоит. Такое под силу лишь настоящему мастеру. Владимир шел к своему видению много лет. Не потому ли так успешно проходят его выставки? Назову лишь самые последние из персональных: Музей им. Н.К Рериха - 2000, 2004 гг., Дом Ученых в Жуковском - 2004 г, Галерея "Никор" - 2004 г. Очередную теперь готовит префектура Северного округа Москвы.

Интересует его творчество и зарубежного зрителя - вот один лишь факт, но зато какой! В 1988 году все работы его персональной выставки в кинотеатре "Черемушки" купил мультимиллионер из Германии Рональд Ланг. Огромное полотно - скульптурный пейзаж "Вечер в горах Армении" приобрел музей Академии искусств и архитектуры в Стокгольме.

Когда смотришь на картины Лещенко, кажется, что слышишь звук дудука - старинного армянского инструмента или музыку Тибета. Мелодичная, неяркая на первый взгляд - в ней нет сильных акцентов, минорная. Но, как в свете собран весь спектр цветов, так и в этом миноре - звуки Неба и Земли. И горы только кажутся безмолвными. Надо просто суметь услышать сразу все...

 
Ирина ДОЛГИНИНСКАЯ
Искусство народов мира, №3-4 (47-48) 2005
сайт братьев Лещенко: горы, живопись, наука
© 2005-2006 leschenko-bros.ru
Все фотографические, текстовые и иные материалы защищены авторским правом. Ни одна часть работ не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения автора.